Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Общая информация о Краснодарском крае

 

Краевой центр: город Краснодар.

Территория:

Общая протяженность границ края - 1 540 км, из них 800 км по суше и 740 км - по морю. Наибольшая протяженность края с севера на юг - 327 км и с запада на восток - 360 км. Краснодарский край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является самым южным регионом России. Крупные города: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир, Ейск, Кропоткин.

 

Географическое положение и состав:

 Край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. Расстояние от Краснодара до Москвы: 1539 км.

 

Климатические условия:

Умеренный климатический пояс.Атлантико-континентальный климат. Средняя температура января: +0,9°С.Средняя температура июля: +24,3°С.

  

Полезные ископаемые:

В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли.

 

Экономический потенциал

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны. Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны:

* край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов);

* край занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, по производству семян подсолнечника и меда; по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), а также по производству молока.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.

 

Общая информация о Республике Адыгея

 

Республиканский центр: г. Майкоп

 

Территория:

Общая площадь Республики Адыгея - 7790 кв. км. Площадь Адыгеи - 7790 км2. Адыгея имеет площадь, равную о. Врангеля (7,8 тыс. км2), трем площадям государства Люксембург (2,6 тыс. км2). Около 40 % территории (около 280 тыс. га) занимают леса.

 

Географическое положение и состав:

Республика Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой, между 45° 13' и 43° 46' с.ш. и 38° 41' и 40° 46' в.д. Параллель 44° 30' с.ш. делит республику почти пополам.

На севере республика граничит с городом Краснодаром, Усть-Лабинским, Курганинским, Динским, Красноармейским районами. На востоке – с Курганинским, Лабинским, Мостовским районами, на юге – с Адлерским, Лазоревским, Хостинским районами г. Сочи. На западе – с Северским, Белореченским и Апшеронским районами Краснодарского края. Длина границ – более 900 км. Одна треть приходится на водные: по Кубани, Краснодарскому водохранилищу, Лабе, Белой. Протяженность по меридиану 40°в.д. (меридиан г. Майкопа) – 150 км, по параллели Энем-Кошехабль- 150 км.

 

Климатические условия:

Климат Адыгеи разнообразен. Определяется это быстрым ростом с севера на юг отметок высот, близостью незамерзающих морей, наличием системы высоких хребтов Большого Кавказа, вносящих изменение в общий перенос воздушных масс. В северной, равнинной части Адыгеи, климат умеренно-континентальный, в предгорьях - умеренно-теплый, влажный, в южной, горной части - холодный климат высокогорий. Самый холодный месяц в Адыгее - январь. Средние январские температуры в северной равнинной части составляют - 2°С. Холоднее на крайнем северо-востоке республики и в горах (- 3°, - 5°). Теплее всего в центральной части (Майкоп - 1,7°). Продолжительность безморозного периода на равнине составляет 190 дней, в горах до высоты 1500 м - 160 дней, в Майкопе - 195 дней. На высоте 2700-3000 м безморозного периода не бывает. В июле, до широты Майкопа, в пределах равнинной части, средняя месячная температура воздуха составляет + 22,23°С. К югу температура понижается в соответствии с ростом высоты: на высоте 500 м до + 21°, на 1000 м до + 20°, на 1500 м до + 19°, а на высоте 2000 м до + 13°.

 

Полезные ископаемые:

Недра республики Адыгея богаты различными полезными ископаемыми, как нерудными, так и металлическими. Для Республики Адыгея характерны месторождения газа, керамзитовых, кирпичных глин, валунно-песчано-гравийной смеси, подземных пресных, минеральных и термальных вод, месторождения и проявления гипса, известняков различного назначения, облицовочных и поделочных камней, стекольных песков, проявления марганцевых руд.  В горной зоне сконцентрированы проявления рудной минерализации вольфрама, полиметаллов, рудного и рассыпного золота, ртути, марганца.

 

Экономический потенциал:

Адыгея - индустриально-аграрная республика с экономикой смешанного типа. К базовым отраслям промышленности относятся машиностроительная, металлообрабатывающая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, топливная, электроэнергетика. Ведущей отраслью является пищевая промышленность, ее удельный вес в общем объеме производства составляет 35%. Развита деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также предприятия машиностроения и металлообработки. В сельскохозяйственном производстве ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство. Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград, чай. Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

 

Доклад Межрегионального Управления Росприроднадзора

по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к совещанию по подведению итогов деятельности за 2017 год

Мониторинг

В Краснодарском крае разработана Государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 года № 1200, также законом Республики Адыгея от 23.11.2009 № 300 утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года.

Особое внимание согласно программе уделяется ликвидации свалок и устранению накопленного экологического ущерба. Так на 31.12.2017 года выявлено 479 свалок и навалов мусора, из них ликвидировано 376 навалов.     

Краткая информация о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации в 2013-2017 гг.: качество атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, санитарно- экологическое состояние территории, сохранение биологического разнообразия и др.; объекты накопленного экологического ущерба; социально-значимые экологические проблемы.

 

В Краснодарском крае  и Республике Адыгея климатические условия характеризуются умеренной рассеивающей способностью атмосферы, зона повышенного ПЗА. Сеть мониторинга загрязнения атмосферы состоит из 8-ми станций регулярных наблюдений в 3-х городах. Уровень загрязнения воздуха в городах Краснодарского края низкий. СИ (наибольшая концентрация, деленная на ПДК) больше 10 не отмечен. НП (наибольшая повторяемость превышения ПДК) ниже 20%. Среднегодовая концентрация взвешенных веществ превышает ПДК в Новороссийске. Тенденция за 2011–2015 гг.: возрос уровень загрязнения воздуха фенолом в Красно- даре. Понизилось содержание в воздухе городов бензапирена, также снизились концентрации взвешенных веществ в Краснодаре, оксидов азота — в Сочи. Снижение категории качества воздуха городов за последние два года в основном связано с изменением санитарно- гигиенических нормативов (ПДК) для оценки концентраций формальдегида и фенола. Количество вредных примесей, поступающих в атмосферный воздух, ежегодно увеличивается. В 2016 году в атмосферный воздух поступило на территории Краснодарского края от стационарных и передвижных источников всего 806,853 тыс. тонн (в 2015 году - 741,03 тыс. тонн), по сравнению с 2015 годом увеличение составило 65,823 тыс. тонн (в 2015 году по сравнению с 2014 годом - 22,541 тыс. тонн). При этом на долю выбросов от передвижных источников приходится в 2016 году 69,98% (в 2015 году - 74,25%, в 2014 - 73,7%) от суммарного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам ранее проведенного инструментального контроля в крае выявлены серьезные превышения нормативов токсичности и дымности отработавших газов автотранспорта (выбросы от 20 до 60% проверенного автотранспорта не соответствовали требованиям ГОСТов). В последнее время таких работ природоохранными службами не проводилось, но ситуация не улучшилась. В составе транспортных средств количество автомобилей с года выпуска которых прошло свыше 15 лет составляет 40,64%, от 10 до 15 лет – 16,28%, от 5 до 10 лет – 22,09%. Основные загрязняющие вещества (оксид углерода, бензапирен, свинец, формальдегид, диоксины, сажа, окислы азота, углеводороды), поступающие от антропогенных источников в воздух, имеют способность накапливаться в организме человека и практически не выводятся из него, обладают канцерогенными и мутагенными свойствами, раздражающе 34 Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2016 году» действует на органы зрения и верхние дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, печень, почки, что ведет к постоянной интоксикации организма. Особенно опасно эмбриогенное воздействие этих веществ, что приводит к врожденным аномалиям и снижению иммунитета у детей.

Качество воды поверхностных водных объектов Наблюдения за качеством воды водохранилищ (распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008г №2054-р), а также на водных объектах, расположенных в районе Олимпийских объектов на территории г. Сочи в 2016 году в зоне деятельности Кубанского БВУ осуществлялись силами ФГУ «Кубаньмониторингвод». Гидрохимическая характеристика водохранилищ При оценке качества воды водных объектов по гидрохимическим показателям ис- пользовались значения ПДКрх для водоемов рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Федерального агентства по рыболовству от 18 января 2010 г № 20.

 

 

Учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.

      Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется Межрегиональным Управлением в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Результаты постановки объектов негативного воздействия на окружающую среду:

Количество объектов федерального надзора по категориям негативного воздействия (I-IV категории):

- количество объектов I категории – 245;

- количество объектов
II категории – 2 346;

- количество объектов III категории – 4 416;

- количество объектов IV категории – 212.

Количество объектов регионального надзора по категориям негативного воздействия (I-IV категории):

- количество объектов I категории – нет;

- количество объектов
II категории – 264;

- количество объектов III категории – 6 011;

- количество объектов IV категории – 450.

Количество учтенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- федерального надзора – 1 457 (индивидуальных предпринимателей 31)

- регионального надзора  – 4 357 (индивидуальных предпринимателей 1 404)

Количество объектов, отнесенных к 300 объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к  I категории, вклад которых в суммарный объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60 процентов – 5 шт.

Такие объекты как:

Наименование объекта

Эксплуатирующая организация

Очистные сооружения канализации №1

ООО "Краснодар Водоканал"

Очистные сооружения канализации №2

ООО "Краснодар Водоканал"

Краснодарская ТЭЦ

ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго"

Производственный объект по добыче сырой нефти и природного газа Краснодарнефтегаза

ООО "РН-Краснодарнефтегаз"

Производственный объект по добыче сырой нефти и природного газа Краснодарнефтегаза

ООО "РН-Краснодарнефтегаз"

 

Статистика привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по статье 8.46. КоАП РФ Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений показывает, что в 2017 году было привлечено 84 лица.

 

 

Распределение объектов негативного воздействия по категориям риска (количество объектов по каждой категории риска):

Уровень риска

Краснодарский край

 

Республика Адыгея

Высокий

5

0

Значительный

422

17

Умеренный

3921

190

Средний

2234

80

Низкий

160

57

 

 

Управлением осуществляется межведомственное взаимодействие, путем подписания соглашения о сотрудничестве со следующими органами исполнительной власти в смежных областях:

Министерство Природных ресурсов Краснодарского края, Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Кубаньземконтроль», Управление МЧС России по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Адыгея, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу», Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Департамент Федерального агентства Российской Федерации по недропользованию по Южному федеральному округу»;

Также Управление осуществляет взаимодействие со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю, со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея.

Управлением заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности с Кубанским войсковым казачьим обществом», а также с Научно-исследовательским институтом прикладной и экспериментальной экологии ФГБОУ ВО Кубанского ГАУ.

Вместе с тем взаимодействие территориального органа с профильными органами исполнительной власти осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации от  18 апреля 2016 №  323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия».

Работа с жалобами граждан:

 Динамику поступления жалоб по направлениям негативного воздействия можно проследить в следующей таблице:

 

Год

недра

вода

Отходы

воздух

земля

Растения и животные Красной книги и ООПТ

Итого

2014

13

59

73

24

41

18

228

2015

7

78

66

21

28

37

237

2016

7

69

81

25

43

44

269

2017

18

109

145

54

65

60

451

 

Регулирование.

Нормирование и выдача разрешений:

За 2017 год Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – Управление) выдано 785 разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и 76 разрешений на сброс в водные объекты.

В целом с 2013 года по количеству разрешений на выбросы (сбросы) ситуация была достаточно стабильна.

В сравнении с 2016 годом по состоянию на конец 2017 года обозначенные показатели в части выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ выросли примерно на 58%.

Временно-согласованные нормативы (ВСВ) не устанавливались.

Аннулирование разрешений на выбросы в 2017 году не осуществлялось.

В 2017 году в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на государственную экологическую экспертизу поступило 11 объектов федерального уровня. Всего организовано проведение 12 ГЭЭ, утверждено 8 заключений экспертных комиссий ГЭЭ (6 положительных и 2 отрицательных), что в 2 раза меньше, чем в 2016 году (16 заключений: 15 положительных и 1 отрицательное).

Из наиболее значимых объектов ГЭЭ 2017 года можно отметить проектные документации:

- «Поисковая скважина № 1 Западно-Варавенской площади» (отрицательное заключение)

- «Строительство блока одоризации на УПГ «Троицкая» (отрицательное заключение),

- «Реконструкция "Зернового терминала грузооборотом 2,5 млн. тонн в год" с увеличением мощности до 4 млн. тонн в год» (положительное заключение),

- «Горноклиматический курорт "Альпика-Сервис", в том числе объекты олимпийской инфраструктуры, канатная дорога "Аибга-2"  и сооружения инженерной защиты, технологическая дорога, пешеходный переход, антенно-мачтовое сооружение № 2 (проектные и изыскательские работы, строительство). Этап строительства 4.2.2» (положительное заключение),

- «Реконструкция объекта "Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горная олимпийская деревня (1100 мест), подъездная автомобильная дорога, хребет Псехако (проектные и изыскательские работы, строительство). Шестой этап строительства. Подъездные автомобильные дороги» (положительное заключение);

а также проекты технической документации на:

- «Агрохимикат БиоГумат «ЭКОСС» торговых марок: «ЭКОСС-20», «ЭКОС-универсальный», «ЭКОСС для овощей», «ЭКОСС для цветочно-декоративных», «ЭКОС для плодово-ягодных» (положительное заключение),

- «Удобрение гуминовое "Гидрогумин" марки: Гидрогумин универсальный; Гидрогумин для плодовых культур; Гидрогумин для овощных культур; Гидрогумин для декоративных растений; Гидрогумин для хвойных; Гидогумин для комнатных растений; Гидрогумин для газонов» (отрицательное заключение).

Формирование системы обращения с отходами производства и потребления:

Участие в формировании Федерального классификационного каталога отходов (Далее – ФККО), заключается в передаче материалов хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (Далее – ФБУ «ФЦАО»).

В соответствии с требованием Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности», Управлением в 2017 году, направлены в ФБУ «ФЦАО», посредством «Модуля ГКО» 133 заявки на подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности и включения в ФККО. По результатам рассмотрения ФБУ «ФЦАО» установлено, что соответствует заявленному классу опасности 18,8% направленных заявок (См. слайд № 1).

 

Ведение Управлением государственного реестра объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) осуществляется на основании приказа от 17.09.2014 г. №572 «Об организации работ по ведению ГРОРО» и приказа от 23.09.2014 г. №590 «Об утверждении Регламента подготовки, сбора и размещения на официальном сайте Росприроднадзора в ИТС «Интернет» информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и подведомственных ей федеральных учреждений».

По состоянию на 31.12.2017 г. на территории Краснодарского края и Республике Адыгея находится 61 объект размещения отходов (далее – ОРО), от природопользователей получено 24 характеристики ОРО, 13 характеристик ОРО направлено в Росприроднадзор для включения в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), внесено в ГРОРО 9 объектов, по состоянию на отчетный период осталось внести 13 ОРО.

По состоянию на 31.12.2017 г. на территории Краснодарского края и Республике Адыгея из включенных 9 объектов размещения отходов внесено 4 ОРО - Полигоны ТКО, 3 ОРО - земляные отстойники полей фильтрации и 2 ОРО – навозохранилища.

 

В 2017 году в Управление поступило 140 заявлений о предоставлении лицензии и 52 заявления о переоформлении лицензии. В рамках рассмотрения заявлений о предоставлении/переоформлении лицензии проведены 170 документарные и 114 выездные проверки. По результатам проведенных проверочных мероприятий приняты решения:

- о предоставлении лицензии – 122;

- об отказе в предоставлении лицензии – 24;

- о переоформлении лицензии – 34;

- об отказе в переоформлении лицензии – 5.

По сравнению с 2016 годом количество предоставленных услуг в области лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности сократилось почти в 2,5 раз. В таблице представлены показатели лицензирования за период 2015-2017гг.

 

2015

2016

2017

Поступило заявлений о предоставлении лицензии и

154

384

140

Выдано лицензий

30

358

122

Поступило заявлений о переоформлении лицензии

17

61

52

Переоформлено лицензий

5

49

34

Таким образом, пик лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выпал на 2016 год, в 2017 году наблюдался спад лицензирования деятельности. В 2018 году ожидается незначительное снижение количества поступающих заявлений о предоставлении лицензии и и повышение количества заявлений о переоформлении лицензии, что связано с регулярным обновлением ФККО.

 

Контроль и надзор

Планирование: в Управлении осуществляется в строгом соответствии с 294-ФЗ. Согласно представленному слайду можно сделать вывод о ежегодном снижении количества плановых проверок. Это произошло в связи с тем, что в текущем  году по Поручению президента РФ была снижена нагрузка на бизнес. Также было выдано в 2 раза меньше лицензий, чем в 2016 году (и, соответственно, проведено меньше проверок предлицензионного контроля).(458, 270, 128, 112).

 Здесь необходимо отметить, что планирование на 2018 год проводилось с риск-ориентированным подходом в соответствии с п.26.1 294-ФЗ. Запланировано к проведению 112 плановых комплексных проверок. Из них 24 объекта значительного риска и 2 объекта высокого риска, что составило 23% от общего числа запланированных проверок.

Ежегодно отмечается 100%-ное исполнение плана.

 Имеются проблемы, связанные больше со статистикой подсчета объектов ФГЭН, из которых формируется план контрольно-надзорной деятельности, чем с самим планированием. Так  ранее список ФГЭН формировался из предприятий, объекты эксплуатации которых негативно воздействовали на окружающую среду. В 2017 году данные списки ФГЭН были сформированы уже из объектов, негативно воздействующих на окружающую среду, эксплуатируемых предприятиями.

Осуществление государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора, надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия: комплексность проведения проверок; анализ динамики результатов надзорной деятельности по видам надзора; примеры пресечения нарушений, совершенных крупными природопользователями (с приложением фотоматериалов); результаты работы на территориях особого внимания; проверки хозяйствующих субъектов по поручениям Президента РФ, Правительства Российской Федерации. Достигнутые результаты в части снижения оказываемой негативной нагрузки на окружающую среду.

 Атмосферный воздух: В 2017 году выявлено 383 нарушения, устранено 223, тогда как в 2016 году было выявлено 725нарушений, а устранено   431.  Выдано 472 предписания, а исполнено 183, тогда как в 2016 году было выдано 792 предписаний, а исполнено 389. Также в 2017 году было выдано 520 постановлений о административном наказании, исполнено 521, тогда как в 2016 году было выдано 875 постановлений о административном наказании, исполнено 1005.  Данная динамика обусловлена снижением количества как плановых проверок, так и мораторием на проверки малого бизнеса.

 Охрана и использование водных объектов:

В 2017 году выявлено 359 нарушения, устранено 182, тогда как в 2016 году было выявлено 694нарушений, а устранено   383.  Выдано 420 предписания, а исполнено 162, тогда как в 2016 году было выдано 699 предписаний, а исполнено 344. Также в 2017 году было выдано 504 постановлений о административном наказании, исполнено 532, тогда как в 2016 году было выдано 973 постановлений о административном наказании, исполнено 1080.  Г.2.2. Охрана и использование водных объектов.

 

По итогам работы Управления на территории Краснодарского края и Республике Адыгея с учетом анализа 3 предшествующих лет (2015-2017) прослеживается тенденция снижения количества нелегитимных водопользователей. При проведении совместных мероприятий по контролю с Кубанским Бассейновым Водным Управлением, а также при взаимодействии с Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды специалистами Управления удаётся своевременно выявлять и пресекать очаги несанкционированных залповых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, что значительно считаю снижает антропогенную нагрузку и является положительным и эффективным экологическим фактором. На территории Краснодарского края в 2016-2017 году в рамках исполнения предписаний Управления, хозяйствующими субъектами проведено более 17 текущих и капитальных ремонтов очистных сооружений, что позволило увеличить эффективность их работы и значительно снизить сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

 В 2015 году привлечено к административной ответственности за пользование водными объектами в отсутствии договоров и решений - 112 хозяйствующих субъектов в том числе должностных лиц, в 2016 привлечено 87 хозяйствующих субъектов, в 2017 году привлечено 70 хозяйствующих субъектов.

В 2015 году привлечено к административной ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - 33 хозяйствующих субъектов в том числе должностных лиц, в 2016 году 42 хозяйствующих субъекта и в 2017 году 37 хозяйствующих субъекта.

В 2015 году привлечено к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов - 53 хозяйствующих субъектов в том числе должностных лиц, в 2016 году 49 хозяйствующих субъекта и в 2017 году 43 хозяйствующих субъекта.

Земельный надзор:

В 2017 году выявлено 396 нарушения, устранено 176, тогда как в 2016 году было выявлено 680нарушений, а устранено   387.  Выдано 368 предписания, а исполнено 154, тогда как в 2016 году было выдано 662 предписаний, а исполнено 346. Также в 2017 году было выдано 511 постановлений о административном наказании, исполнено 488, тогда как в 2016 году было выдано 758 постановлений о административном наказании, исполнено 874. 

 

Государственный геологический надзор.

По итогам работы Управления на территории Краснодарского края и Республике Адыгея с учетом анализа 3 предшествующих лет (2015-2017) Управлением проведена работа по инвентаризации всех действующих лицензий на пользование недрами, а также исполнения условий, предусмотренных лицензиями. С 2015 года специалистами Управления при взаимодействии с Департаментом по недропользованию (Югнедра), а также при использовании статистической геологической отчетности удалось достигнуть высоких показателей в части рационального пользования недрами хозяйствующими субъектами на подведомственной территории. В настоящее время обеспечено наличие проектов разработки месторождений полезных ископаемых, согласованных в установленном законом порядке. Обеспечено соблюдение условий лицензий в части геологоразведочных работ и постановки запасов полезных ископаемых на государственный учет. Определен ряд хозяйствующих субъектов, являющихся не добросовестными пользователями месторождений полезных ископаемый, систематически нарушавших существенные условия лицензионных соглашений, по которым инициирована процедура досрочного прекращения действия лицензии. За период 2015-2017 прекращено право пользования недрами только по Углеводородному сырью 14 лицензий.

В 2015 году привлечено к административной ответственности за пользование недрами в отсутствии лицензии - 8 хозяйствующих субъектов в том числе должностных лиц, в 2016 привлечено 9 хозяйствующих субъектов, в 2017 году привлечено 21 хозяйствующих субъектов.

В 2015 году привлечено к административной ответственности за пользование с нарушением условий лицензий, а также технических проектов - 67 хозяйствующих субъектов в том числе должностных лиц, в 2016 году 53 хозяйствующих субъекта и в 2017 году 21 хозяйствующих субъекта.

Претензионно-исковая, судебная работа.

Из вынесенных в 2017 году постановлений о привлечении к административной ответственности по состоянию на 29.12.2017 обжаловано 107 штук, что составляет 7,61 % от вынесенных постановлений. Полностью отменено 1 (что составляет 0,07 % от вынесенных постановлений).

Оставлено в силе 75 постановлений, остальные находятся на рассмотрении в судах.

По постановлениям, вынесенным в 2016 году обжаловалось 245 штук, что составляет 12,51 % от вынесенных в 2016 году постановлений. Полностью отменено 44 (что составляет 2,25% от вынесенных постановлений). Оставлено в силе  201 постановление.

Данные показатели в 2017 году удалось достигнуть в результате планомерной работы по улучшению качества административных материалов, подготавливаемых инспекторским составом и качеством правового сопровождения.

В 2017 году подано исков о возмещении вреда причиненного окружающей среде 22 на сумму 497 946 719 руб. Из которых в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано в связи с восстановлением в натурном виде ущерба причиненного окружающей среде по 2 на сумму 4 326 000 руб. В производстве первой и апелляционной инстанции находятся на рассмотрении 13 исков на сумму 99 030 056 руб. Оставлено в силе после обжалования в апелляционном порядке судебных актов первой инстанции о взыскании ущерба причиненного окружающей среде по 7 искам, на сумму 394 590 663 руб. 

В 2016 году подано исков о возмещении вреда причиненного окружающей среде 13 на сумму 66 760 927 руб. Из которых в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано по 3 на сумму 36 317 433 руб. По 5 удовлетворены исковые требования на сумму 8 045 656 руб. По остальным 5 находятся в судах различных инстанций на рассмотрении на сумму 22 397 838 руб.

 В 2017 году подано исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду 6 на сумму 3 437 133 руб. 45 коп. Из них в производстве находится 4 на сумму 2 166 134 руб. 20 коп. Оставлено в силе после обжалования в апелляционном порядке решения первой инстанции о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду по 2 искам на сумму 1 270 999 руб. 25 коп.

В 2016 году подано исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду 8 на сумму 14 964 971 руб. Из них в производстве находится 1 на сумму 8 486 767 руб. По остальным, исковые требования Управления удовлетворены.

Из наиболее значимых дел за 2017 год  можно выделить следующие:

Удовлетворены исковые требования Управления к ООО "Росинжиниринг Строительство» о взыскании ущерба в размере 274 571 280,00 руб (дело

№ А56-9810/2017);

Удовлетворены исковые требования Управления к Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования город Горячий

Ключ «Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба» о взыскании ущерба в размере 5 097 400 рублей (дело № А32-4680/2017);

Удовлетворены исковые требования Управления к ООО "Главстрой-Адлер" о

взыскании ущерба причиненного водному объекту в размере 702 560, 20 руб., (дело №А40-61349/2016);

Удовлетворены исковые требования Управления к ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о взыскании ущерба в размере 9 360 000 рублей (дело

№ А32-36805/2015);

Удовлетворены исковые требования Управления к МУП г. Сочи «Водосток» о взыскании ущерба в размере 144393 рублей (дело № А32-11346/2017);

Удовлетворены исковые требования Управления к ООО «Экоресурс» о взыскании ущерба в размере 28 026 900 рублей (дело № А32-22554/2017);

Удовлетворены исковые требования Управления к ООО «Кнауф Гипс Кубань» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 960381 рублей (дело № А32-10370/2017).

 

Показатели эффективности и результативности

Информация о рассчитанных значениях перечня показателей эффективности и результативности за 2017 год согласно Приложению к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.10.2017 г. № 521 (далее – Перечень показателей)

 

Параметр

Значение

1

Количество проверок, на результаты которых поданы повторные жалобы (В.1.5)

0

2

Количество проверок, на результаты которых поданы жалобы, поступившие через органы Генеральной прокуратуры (В.1.6)

0

3

Количество проверок, на результаты которых поданы жалобы (В.3.1.18)

0

4

Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными (В.3.1.24)

0

5

Количество проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к инспекторам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (В.3.1.25)

0

6

Количество проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения (В.3.1.26)

0

7

Количество плановых (рейдовых) осмотров, на результаты которых поданы жалобы (В.3.3.5)

0

8

Количество плановых (рейдовых) осмотров, результаты которых признаны недействительными (В.3.3.6)

0

9

Количество штатных единиц, прошедших в течение последних 3 лет программы переобучения или повышения квалификации (В.2.9)

11

 

количество инспекторов, прошедших в течение последних 3 лет программы переобучения или повышения квалификации (КИобуч)

-

 

количество решений об отказе в предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, о прекращении действия разрешения, лицензии, отмененных судом (В.3.7.15)

175

 

средняя продолжительность одного мероприятия по выдаче разрешения, лицензии (В.3.7.22)

29,4

 

среднее число должностных лиц, задействованных в проведении одного мероприятия по выдаче разрешения, лицензии (В.3.7.23)

2

 

Объем инвестиций, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, млн. руб. (В.1.13.1)

6539,94841

 

Объем чистых инвестиций в природоохранные мероприятия (В.1.13.2)

-

 

Расходы на информатизацию, млн. руб. (ИНФО)

2,2

 

Расходы на содержание, млн. руб. (СОДЕРЖ)

67,1

 

Количество штатных единиц (В.4.2)

90

 

Средняя фактическая численность федеральных государственных гражданских служащих (В.4.7.1)

85

 

Численность уволенных служащих по собственной инициативе и по соглашению сторон служебного контракта (В.4.7.2)

17

 

Количество лиц, впервые поступивших на федеральную государственную гражданскую службу в федеральный орган исполнительной власти, которые были уволены в течение 1 года (В.4.7.3.1)

2

 

Общее количество лиц впервые поступивших на службу в федеральный орган исполнительной власти в течение 1 года (В.4.7.3.2)

9

 

Число служащих, в отношении которых проведена оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности на основе измеримых показателей эффективности и результативности (В.4.7.5.1)

нет методики

 

Число служащих, в отношении которых проводилась оценка профессиональной служебной деятельности (В.4.7.5.2)

нет методики

 

количество служащих, принявших участие в мероприятиях по профессиональному развитию (В.4.7.6)

нет методики

 

Оценка эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений (В.4.7.7)

нет методики

 

Рекультивировано земель в отчетном году, га (В.1.11.18.1)

0,001

 

Нарушено земель в предыдущем году, га (В.1.11.18.2)

4,118675

 

Площадь земель, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора, подлежащих рекультивации, га (В.1.11.19.1)

55,648

 

Площадь земель, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора, подлежащих рекультивации, га (SущербаПР)

-

 

Площадь земель, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора, подлежащих рекультивации, на которых рекультивация не проведена, га (В.1.11.13.1)

55,5879

 

Площадь земель, выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора, подлежащих рекультивации, на которых рекультивация не проведена, га (Sрек)

-

 

Общее количество заявлений (обращений) с указанием фактов нарушений, поступивших от физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений (В.2.7)

451

 

Общее количество заявлений (обращений), по результатам рассмотрения которых Росприроднадзором внеплановые мероприятия не были проведены в связи с перенаправлением (В.2.8)

766

 

Количество природопользователей, у которых была изменена категория риска в результате внедрения риск-ориентированного надзора (относительно базовой) (В.2.11.1)

214

 

Количество природопользователей, имеющих объекты НВОС с установленной категорией риска (В.2.11.2)

1754

 

Количество проведенных профилактических мероприятий (В.3.8.1)

124

 

Количество проведенных публичных мероприятий (В.3.8.1.1)

35

 

Количество уведомлений об истечении срока действия разрешений, лицензий (В.3.8.1.2)

8

 

Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (В.3.8.2)

157

 

Общее количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов (В.3.8.3)

4104

 

количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов (В.3.8.5)

2

 

Количество природопользователей, которым направлены уведомления (В.3.8.6)

0

 

Количество поднадзорных субъектов, которым были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (В.3.8.7)

81

 

Общая продолжительность профилактических мероприятий (В.3.8.10)

327

 

Число должностных лиц, задействованных в проведении профилактических мероприятий (В.3.8.11)

23

 

Число решений суда об удовлетворении заявлений органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля об административном приостановлении деятельности лица, получившего разрешение, лицензиата (В.3.1.32.1)

11

 

Общее число обращений органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля в суд с заявлениями об административном приостановлении деятельности лиц, получивших разрешение, лицензиатов (В.3.1.32.1)

0

 

Размер ущерба почвам земель сельхозназначения, оборот которых регулируется ФЗ "Об обороте земель с/х назначения", выявленный в результате КНД Россельхознадзора (Ущерб.с/х)

0

 

Численность служащих, замещающих должности в системе федерального органа исполнительной власти (в его центральном аппарате и (или) территориальных органах) в совокупности 3 года и более (В.4.7.4)

62

 

ВВП из открытых данных Росстата (ВВП)

0

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия чрезвычайно высокого риска (В.3.1.9.1)

0

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия высокого риска (В.3.1.9.2)

5

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия значительного риска (В.3.1.9.3)

439

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия среднего риска (В.3.1.9.4)

2314

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия умеренного риска (В.3.1.9.5)

4111

 

Количество поставленных на учет объектов негативного воздействия низкого риска (В.3.1.9.6)

217

 

Также стоит обратить внимание на следующие ключевые показатели эффективности и результативности и значения их компонентов:

 «Ущерб окружающей среде»:

 «Размер ущерба водным объектам за отчетный период»; 6 шт. на сумму 31 697 759 руб.

 «Размер ущерба почвам как объекту охраны окружающей среды за отчетный период»;  34 шт. на сумму 130 714 447 руб.

 «Размер ущерба недрам за отчетный период»;  0

 «Эффективность федерального государственного экологического надзора»:

 «Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного субъектами хозяйственной деятельности»; 4 930 272 руб.

 «Размер внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду»; 434 515 384,5 руб.

 «Объем инвестиций в природоохранные мероприятия»; 0

 «Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) и на осуществление деятельности по выдаче разрешительных документов (разрешений, лицензий), в том числе на фонд оплаты труда, с учетом начислений, командировочных расходов, расходов на проведение лабораторных анализов (исследований), накладных расходов, прочих расходов».  60 900 800 руб.

Развитие.

Исполнение решения коллегии Росприроднадзора от 07.04.2017 (15.05.2017 № АС-1-рк): по каждому из пунктов решения, в том числе по п.4.11: «В целях повышения эффективности федерального государственного экологического надзора руководителям территориальных органов Росприроднадзора: обеспечить использование данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) при осуществлении федерального государственного экологического надзора».

Управлением ежеквартально подготавливался и направлялся в Департамент Росприроднадзора по ЮФО по исполнению решения коллегии Росприроднадзора от 07.04.2017 (15.05.2017 № АС-1-рк).

Так, необходимо отметить, что Управлением сформирован план проверок на 2018 год на основании риск ориентированного подхода. План согласован Департаментом  Росприроднадзора по ЮФО, ЦА и Генеральной прокуратурой. А также размещён на сайте Генпрокуратуры.

В целях реализации стратегических направлений, касающихся реформирования контрольной и надзорной деятельности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования  и ее территориальные органы во 2, 3 и 4 кварталах 2017 года провели мероприятия, посвященные публичным обсуждениям правоприменительной практики.

Введена практика выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований  по геологическому изучению, рациональному  использованию и охране недр.

Ведется контроль за направлением в правоохранительные органы материалов при выявлении фактов самовольного пользования недрами.

Управлением обеспечивается эффективное администрирование платы за НВОС с учетом требованием 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Согласно пункту 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" (вместе с "Правилами взимания экологического сбора"), расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.  Сумма экологического сбора за 2017 год составила 28 389 тыс. руб.

В целях совершенствования правовой и судебной работы обеспечен на регулярной основе сбор информации об устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требованиях для проведения работы по их актуализации.

Обеспечена разработка проверочных листов (списков контрольных вопросов) по приоритетным видам федерального государственного экологического надзора и лицензионному контролю. Если говорить о применении проверочных листов, то в 2017 году проведена первая проверка ООО «УПХ «Брюховецкое».

 

Управлением организованы рейды с целью выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов с участием Общероссийского Народного Фронта, ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", Кубанского казачьего войска. При обнаружении несанкционированной свалки привлекаются СМИ и информация размещается как на официальном сайте Управления, так и на интерактивной карте ОНФ.

Осуществляется контроль исполнения предусмотренных программами мероприятий. Так, Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края обязано контролировать исполнение территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 г. № 747. Как следует из результатов контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея за 2017 год, утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Краснодарского края, не соблюдается. Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края под руководством Волошина Александра Михайловича, зная об имеющихся нарушениях согласованной и утвержденной Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, на территории Краснодарского края, в нарушении требований Федерального законодательства и Положения о Министерстве, не предпринимало никаких мер по недопущению и устранению нарушений.  Таким образом, Министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края было выдано Предостережение от 10.04.2017 № 01/07/2017.

Управлением не используются данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса, при работе используются данные Google Maps и поэтому заявка не подавалась. Ввиду отсутствия средств на приобретение БПЛА Управлением был направлен письменных запрос в ЦА.

Управлением ежегодно разрабатывается и утверждается план рейдовых мероприятий , которые осуществляются в соответствии с этим планом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения в пожароопасный период.

План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1082-р, выполнен в полном объеме.

 

Реформа КНД

 Публичные обсуждения правоприменительной практики количество проведенных публичных мероприятий с поднадзорными субъектами с анализом правоприменительной практики, с размещением результатов в сети Интернет и механизмом «обратной связи»; количество подготовленных докладов по правоприменительной практике .

Как было сказано выше, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования  и ее территориальные органы во 2, 3 и 4 кварталах 2017 года провели мероприятия, посвященные публичным обсуждениям правоприменительной практики. В указанные даты с 12:00 МСК в актовом зале Кубанского государственного аграрного университета (Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, Главный корпус, аудитория 209) государственные инспекторы довели до сведения участников результаты правоприменительной практики с изложением типовых и массовых нарушений обязательных требований с предложениями возможных мероприятий в целях их устранения. Кроме того,  озвучены результаты проверок, проведенных в отношении подконтрольных лиц, меры административного воздействия и иная публично-правовая ответственность за нарушения, результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.Также даются разъяснения по вопросам правоприменительной практики, требования нормативных правовых актов, необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов организационные, технические и иные мероприятия. Доступ на публичные обсуждения был и остаётся свободный. В целях совершенствования надзорной деятельности и отражения в ходе обсуждений ответов на наиболее проблемные вопросы предлагается заполнить анкету и направить ее по адресу электронной почты:  infoanalit@mail.ru с пометкой: «Анкета о проблемных вопросах правоприменительной практики». В ходе мероприятий было подготовлено в общей сложности 15 докладов по правоприменительной практике.

 

Итоги проведенного в 2017 году в Российской Федерации Года экологии: мероприятия, реализованные с участием территориального органа Росприроднадзора в рамках планов субъектов Российской Федерации по Году экологии; количество заключенных соглашений и суммарный объем финансирования; количество реализованных мероприятий по соглашениям; достигнутый экологический эффект; мероприятия, завершаемые в 2018-2015 гг; предложения по заключению соглашений в 2018 году.

 

Необходимо сказать о мероприятиях, реализуемых с участием Межрегионального Управления  Росприроднадзора в рамках планов субъектов Российской Федерации по Году экологии. Суммарный объем финансирования по мероприятиям в Краснодарском крае и Республике Адыгея составил 726 805 тыс.руб.

Из них реализация благотворительного проекта «Строительство Андреевского парка в г. Геленджике». Площадь парка 1,9 га, а также строительство очистных сооружений производственно-дождевых сточных вод АПДС "Крымская" АО "Черномортранснефть"завершены в полном объеме.

Строительство очистных сооружений производственно-ливневых сточных вод левого берега ООО «РН-Туапсенефтепродукт» (Строительство III пускового комплекса очистных сооружений) выполнено на 44%. Выполнена проектно-сметная документация. Ведётся строительство фундаментов технологической эстакады, монтаж металлоконструкций канализационных насосных станций № 387 (по ГП), № 553 (по ГП) и камеры ВК-15. Выполнен монтаж прожекторной мачты. Выполнено шпунтовое ограждение котлована и ведётся разработка грунта для строительства Канализационной насосной станции производственных и дождевых стоков и резервуаров сбора дренажных вод. Ведётся разработка грунта для строительства резервуара-аккумулятора производственных стоков. С целью наращивания темпов строительства, для выполнения плановых показателей по строительству объекта, с сентября 2017 г. привлечены  дополнительные силы. Начато выполнение СМР по тит. 386.1 ... 386.7 "Резервуары сбора дренажных вод". Сдача объекта запланирована на июнь 2018 года.